Фотоискусство. С чего все начиналось?
Первое фотоателье появилось вскоре после изобретения дагеротипии. Популярности фотографирования вовсе не мешал тот факт, что ателье 40-х годов XIX века представляли собой тесные каморки под самыми кровлями. Зачастую потолок в них был застеклен и перекрывался регулируемыми шторами. Свет также проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. Искусственное освещение было редкостью вплоть до конца XIX века. Обстановка ранних ателье была крайне скупа. Главными и нередко единственными предметами интерьера являлись аппарат для съемки и стул или кресло с зажимом для головы, которое помогало клиенту некоторое время удерживать позу. По конструкции это был тяжелый штатив с подковообразным передвижным кронштейном, при помощи которого подпиралась голова клиента. Благодаря этому нехитрому приспособлению посетители часто сравнивали свои ощущения от посещения фотоателье с приемом в зубоврачебном кабинете.
С начала 1850-х годов в арсенале каждого ателье появляется раскрашенный или разрисованный фон. Сюжеты не отличались разнообразием: квартира, обставленная в буржуазном стиле, сельский пейзаж, берег моря, крепостные стены средневековых замков. В композицию включались изображения зверей и растений.
К началу 60-х годов ситуация изменилась: численность ателье возросло до колоссальных размеров (более 300 в Париже и около 200 в Лондоне), а невзрачные комнаты превращаются в шикарные «дворцы», нередко занимающие целое здание со светящейся в ночное время вывеской на фасаде. Иногда названия были соответствующими, как, например, «Фотографический храм искусств Фредрикса». Интерьеры изобиловали типичной для того времени роскошью: резные мраморные колонны, стены, драпированные роскошно расшитыми тканями, дорогие картины, мягкие ковры и клетки с заморскими птицами. Пространство всего ателье условно состояло из трех частей: обширная приемная для встречи клиентов, частная зона с офисом и будуаром для дам и, наконец, промышленное, рабочее пространство, где находились комната проявки и печати, кабинеты и складские помещения. Эта часть ателье была закрыта для посторонних глаз. Клиентам, ожидавшим своей очереди, предлагалось посмотреть альбом с образцами фирменной продукции. Дамы могли посетить библиотеку и картинную галерею, а мужчины — курительную и бильярдную. Владельцы ателье не скупились, нанимая для клиентов стилистов и парикмахеров. Фотографический успех зависел от капризов моды, местонахождения ателье и рекламы.
В 1839 году, когда Луи Дагер официально заявил о создании «дагеротипа», Россия уже вовсю интересовалась удивительным новым изобретением. Уже к концу 19 века русские фотографы активно участвуют в международных выставках и салонах и часто становятся обладателями престижных наград, а русские изобретатели непрерывно работают над совершенствованием технического метода создания фотографии. Фактическим «пионером» фотографии в России был московский гравер Алексей Греков, открывший свой первый в Москве салон портретной фотографии в 1840 году. Он выпустил в свет брошюру с описанием метода создания современной фотографии, значительно удешевил дагеротипию, предложив наносить слой серебра на медные и латунные пластины с помощью гальванопластики и сделал ряд других нововведений, значительно облегчавших трудоемкий и порой весьма неприятный для клиента процесс фотографирования. Поход в фотоателье и приглашение фотографа на дом было целым событием до тех пор, пока в 1930 году не наладили серийное производство аппаратов в артели. Первый советский массовый фотоаппарат известен коллекционерам под названием "ЭФТЭ-1" по надписи, которая нанесена тиснением на кожаном ремешке камеры. Окончательно наладилось массовое производство фотоаппаратов в начале 50-х годов, причём фотоаппараты были на любой вкус - как для профессиональных фотографов, так и для рядовых любителей. Наверняка в каждом семейном альбоме хранятся кадры с тех времён.
В наше время существует множество моделей фотоаппаратов, которые помогают человеку сделать снимки, имеющие очень высокое качество. Ежегодно выпускается все больше новых моделей, которые оснащены различными функциями. Но, наверное, в каждой семье есть старые черно-белые фотографии, которые напоминают о знаменательных событиях. К сожалению, немногие знают историю создания фотоаппарата. Первое устройство было выпущено около двухсот лет назад, и изобретение произвело настоящий фурор. Но никто в то время даже не мог предположить, что вскоре это изобретение станет совершенствоваться и будет таким популярным.
На этих кадрах вы можете наблюдать коллекцию наших фотоаппаратов всех поколений. Также в нашем музее у вас есть возможность увидеть фотовспышки времён СССР, экспонометры, фотоглянцеватели, проявочные бачки – всё это, так или иначе, связано с историей фотографирования.
Предлагаем вам кратко ознакомиться с музейной коллекцией фотоаппаратов:
- Москва-4 — советская среднеформатная складная камера с сопряжённым дальномером;
- Спутник — советский стереоскопический фотоаппарат, трёхобъективный зеркальный;
- Любитель-2 — советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат;
- Семейство шкальных фотоаппаратов – Смена-1, Смена-6, Смена-7, Смена -8М;
- Зоркий-4, Зоркий-6 — советский фотоаппарат из семейства дальномерных малоформатных аппаратов «Зоркий»;
- Ви́лия — советский шкальный малоформатный фотоаппарат;
- Зенит-Е — однообъективный зеркальный малоформатный фотоаппарат;
- ФЭД-5В — советский дальномерный фотоаппарат;
- Чайка-3 — советский шкальный полуформатный фотоаппарат;
- Euroshop pc-606 - 35-миллиметровый плёночный фотоаппарат;
- Konica centuria 10 - 35-миллиметровый плёночный фотоаппарат;
- Samsung FINO 20SE - 35-миллиметровый плёночный фотоаппарат;
- Фотовспышка Луч-57, Луч-70 - советский студийный комплект из двух электронных импульсных фотовспышек с проводным синхронизатором, в сумке-футляре;
- Проявочный бачок — светонепроницаемый резервуар цилиндрической формы с крышкой, предназначенный для химико-фотографической обработки фотоматериалов;
- Глянцевание фотобумаги — обработка поверхности желатино-серебряной фотоэмульсии баритовой фотобумаги определённых сортов, придающая ей зеркальный блеск;
-
Фотоэкспонометр— фотометрическое устройство для инструментального измерения фотографической экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров (времени выдержки и числа диафрагмы).